Интернет уже давно стал неотъемлемой частью современной жизни. Благодаря развитию разнообразных сетевых ресурсов стало возможным не только развлекаться и работать, но и совершать покупки, не вставая с кресла. Конечно, это получило огромную популярность, поскольку подобные покупки не только в разы удобнее, но и выгоднее.
По этой причине в законодательство регулярно вносились поправки, благодаря которым сейчас обеспечивается защита прав потребителей в сети Интернет. Они помогают уберечься от недобросовестных продавцов, мошенников и брака, а также решить проблемы с нарушением прав на площадках интернет-магазинов.
Для чего требуется защита прав потребителя в интернете
Преимущества интернет-магазина заключаются в удобстве оплаты и получения продукта — в зависимости от площадки он либо доставляется с курьером, либо пересылается по почте и забирается самовывозом. Кроме того, стоимость продукта онлайн вместе с доставкой часто выгодно отличаются от приобретения его на месте. Однако вместе с преимуществами онлайн-магазины имеют определённые недостатки:
- отсутствие возможности проверить покупку. В отличие от приобретения вещи в местах розничной торговли, вы можете опираться только на её описание, не имея никакой возможности примерить до доставки. То же самое справедливо в отношении техники и любых других покупок;
- доверие к продавцу. Из-за большого количества мошенников многим интернет-продавцам попросту не доверяют. Однако если это проверенный магазин с большим количеством отзывов и пользователей, то он старается сохранять свою положительную репутацию.
Наилучшим способом регулировки нарушений, при которых продавец распространяет заведомо ложную информацию или присылает бракованную копию, является специальное положение закона “О защите прав потребителей”. Пункт 4 статьи 26.1 позволяет покупателю отказаться от него в любой момент до доставки. Стоит отметить, что если товар был доставлен, то срок возврата ограничивается одной неделей. При определённых условиях, таких как отсутствие информации о сроках возврата при его доставке, он может быть продлён до трёх месяцев.
При дистанционной продаже товара потребителю должна быть предоставлена исчерпывающая информация о товаре и продавце. Она включает в себя описание товара, его свойства, цену, состав и область применения, имя и адрес продавца, место изготовления товара и многое другое. Данная информация, включая сведения о возврате, должна быть предоставлена пользователю в письменном виде при доставке товара.
Возврат и обмен
Прежде всего стоит отметить две ситуации, при которых возможен возврат — это если он был доставлен в полном порядке и при наличии у него брака. В зависимости от этого возможно два развития событий.
Возврат товара надлежащего качества возможен:
- в течение семи дней с момента получения или трёх месяцев при отсутствии данных о возврате;
- при сохранении товарного вида и всех качеств заказа;
- при наличии документов, подтверждающих факт покупки.
Продукция, имеющая индивидуально-определённые свойства возврату, не подлежит. К ней относятся сделанная на заказ одежда или обувь, а также любые другие индивидуальные изделия. Покупателю возвращается уплаченная за покупку сумма за исключением расходов на её доставку.
В случае брака покупатель вправе требовать:
- устранение недостатков за счёт магазина;
- замену товара на аналогичный, либо на предмет другой марки с перерасчётом стоимости;
- уменьшение стоимости;
- полный возврат средств и отказ от исполнения договора.
Всё это регулируется положениями статей 18-24 “Закона о защите прав потребителей”.