Переговоры — это важный инструмент, который применяется компанией для достижения поставленных задач с целью получения коммерческой, либо иного рода выгоды. Поэтому так много людей сегодня читают литературу на эту тему, посещают курсы и занимаются самообразованием. Многие руководители охотнее принимают на работу человека, в резюме которого есть информация о навыках, связанных с ведением переговоров.
Виды делового общения
Сегодня существует большое количество разновидностей переговоров. Они отличаются друг от друга итоговыми целями:
- сохранение уже достигнутого компромисса (договор остается неизменным, либо с внесенными небольшими правками, которые не затрагивают его сути);
- нормализация отношений между сторонами (конфликтность переходит в сотрудничество);
- изменение прав и обязанностей каждого участника беседы (один из участников требует пересмотреть соглашение в свою пользу);
- создание связей с новым партнером (сложность заключается в отсутствии доверия и присутствии неизвестности, которая пугает обе стороны);
- сбор информации (выяснение точки зрения оппонента, оценку возможности повлиять на него и т.д.).
Подготовка и проведение переговоров любого вида осуществляются в сложных условиях, которые обусловлены различными интересами сторон. В следствии этого необходимо иметь определенные навыки, которые помогут эффективно справляться с противоречиями и находить приемлемое решение конфликтных ситуаций.
Этапы делового общения
Подготовка к деловому общению начинается задолго до встречи с партнерами. Прежде всего необходимо решить ряд организационных вопросов:
- время и место встречи (по возможности должны быть комфортным для обоих сторон);
- состав участников (выбор главы делегации и определения его полномочий);
- повестка дня (регулирует механизм проведения переговоров).
После решения ряда проблем, касающихся организации, все внимание уделяется содержательной стороне дела. Проводится анализ интересов сторон, рассматриваются возможные варианты для успешного проведения деловой беседы, определяются первоначальные позиции, подготавливается статистика и прочие документальные факты.
Подготовка и проведение деловых переговоров
Это два процесса, которые тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно. После начала обсуждения начинается процесс переговоров, который состоит из:
- уточнения позиций оппонента (на этом этапе вы также можете заявить о своих интересах и выдвинуть собственные требования);
- предложения о возможных вариантах решения проблемы (успех будет зависеть от навыков тех, кто ведет беседу);
- достижения компромисса (принятие допустимых уступок);
- выполнения соглашения (создания плана реализации с указанием крайних сроков его исполнения).
Подготовка и ведение деловых переговоров — достаточно сложный вид коммуникации между людьми, поэтому требует серьезного изучения и тщательной подготовки.