Нередко мы украшаем стены наших жилищ красивыми репродукциями, распечатываем портреты и фотографии наших родных. Например, уже несколько лет по всей стране проходит акция «Бессмертный полк», для которой мы прибегаем к услугам профессиональных печатников. Среди предлагаемых опций есть самые разнообразные – реставрация, стилизация под старину, печать на разнообразном материале. Например, отцу семейства, мореходное прошлое которого проходило в различных уголках и на просторах Мирового Океана, будет приятно видеть в гостиной репродукцию Айвазовского или фотографию легендарного барка «Крузенштерн». Словом, услуга популярная, пользующаяся стабильным спросом и предлагающая творческий подход в заказе и способах его изготовления.
Однако жизнь показывает, что не всегда изготовитель идёт навстречу творческим запросам заказчика, проявляя нередкое в наши дни качество — недобросовестность. Это касается не только сферы полиграфии, но и сферы услуг как таковой. Однако речь пойдёт именно об изготовлении картины. События разворачивались следующим образом.
К мировому судье города Калининграда обратилась истица с иском к Обществу с ограниченной ответственность, которое занимается оказанием полиграфических услуг, о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда. В ходе разбирательств выяснилась следующая картина: в мае 2017 года истица по электронной почте направила ответчику заявку на выполнение печати на холсте рисунка-образца. Представитель фирмы согласился принять заказ и сообщил женщине, что максимальный размер картины, который он сможет напечатать, составляет, 75×55 см, а стоимость работ – 1300 рублей. Заказчица внесла предоплату в размере 50%. Через несколько дней после внесения предоплаты в размере 650 рублей ООО сообщило, что заказ выполнен и картина готова. Приехав в фирму за заказом, истица обнаружила, что изображение отличается от того рисунка, который она направила исполнителю, и не совпадает по цветовой гамме ее интерьера. Кроме того, само изображение было нечетким, мутным и смазанным, цвета были темными, блеклыми и неяркими, а нижнюю часть рисунка из-за темных цветов вообще не было видно. Истица отказалась забирать картину, и потребовала переделать рисунок или вернуть предоплату. Однако представитель фирмы отказался не только вернуть денежные средства, но и переделать заказ. На справедливый вопрос заказчицы о причинах отказа ей было заявлено, что с точностью воспроизвести цвета направленного образца «не позволяют производственные возможности их организации». После столь безапелляционного отказа женщине оставалось одно: решать вопрос в рамках правового поля, обратившись в судебную инстанцию.
Разбирая это дело, судья сразу обратил внимание на следующее обстоятельство. Принимая заявку, исполнитель не сообщил заказчице о возможных проблемах с цветопередачей, а также не указал, какие критерии установлены для предоставленных заказчице образцов. В ходе недолгого разбирательства суд, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Таким образом, у недобросовестных исполнителей нет ни одного шанса избежать ответственности за некачественно выполненную работу, и вряд ли истица согласится на то, что её картину будут перепечатывать в этой фирме, поскольку в Калининграде она далеко не единственная, и за заказ с удовольствием возьмутся в другом месте, предоставляющем полиграфические услуги. Конкуренцию на рынке услуг, к счастью, никто не отменял.
Данная статья является обзором интересных дел (по мнению автора) в Калининграде. Сказанное означает, что дело было проведено без участия адвокатов/юристов нашей организации.
С делом можно ознакомиться на сайте суда перейдя по этой ссылке.